История художественной ковки

12.04.2017 19:55
Фото: История художественной ковки

В третьем веке до нашей эры древние кельты изобрели такой способ обработки металла, как ковка. С ее помощью они производили оружие, предметы обихода. Некоторые образцы дошли до наших дней.

В нашей стране искусство ковки зародилось во времена Киевской Руси. Своих вершин кузнецы достигли в XV – XVII веках. Мастера, работавшие в те времена, могли похвастаться своим художественным вкусом, и это позволяло создавать кованые изделия потрясающей красоты. Образы их работ дожили до наших времен и их можно встретить в музеях. Например, в Санкт-Петербурге изделия этих мастеров до сих пор занимают свое место в городских интерьерах.

В XVII – XVIII была разработана технология литья из чугуна. Она составила серьезную конкуренцию ковке. Тем не менее, ковка оставалась на пике популярности до конца XIX столетия. В прошлом веке использование новых технологий вызвало изменения в декорации ковки. Для нее стал характерный минималистический стиль. Совместно с ковкой при изготовлении конструкций из металла стали использовать сварку, штамповку и другие способы обработки. Между тем детали, выполненные по этой технологии, выгодно отличаются своими прочностными параметрами. Ко всему прочему следует сказать, что используя ковку можно получать весьма изящные конструкции.

Мастера XXI века смогли постигнуть азы технологии, применявшиеся кузнецами прошлых времен и, используя современные способы обработки поверхности, в том числе искусственное старение и нанесение антикоррозионных покрытий, стали производить уникальные изделия. Современные кованые конструкции могут быть выполнены и в стиле мастеров эпохи Возрождения и авангардистов прошлого века.

Методы ковки, необходимый инструмент

На практике применяют холодную и горячую ковку. Первый тип литья металла применяется в ювелирном деле. Используя специальные инструменты, мастера ювелирного дела выполняют различные изделия, применяемые при изготовлении украшений.
Второй тип ковки используют в производстве мебели, ограждений, а также для декоративных конструкций. Материалом для ковки могут быть такие материалы, как:

  • железо и его сплавы;
  • медь и её сплавы.

Для горячей ковки необходим горн. В нем выполняют разогрев металла до заданной температуры. После того, как нужная температура достигнута, заготовку перемещают на наковальню. На ней с применением стандартного и специализированного инструмента мастер и выполняет художественную ковку. К такому инструменту относят:

  • кувалды и молотки;
  • зубила, подбойники;
  • обжимки и прочий инструмент.

Кроме инструмента применяют и оснастку, например, формовочные плиты. Для холодной обработки кованых деталей используют инструмент, который необходим для нанесения чеканки, зернения и пр. Кстати, большая часть красивых кованых изделий выполнена вручную.

Процесс производства кованых изделий

Вся работа начинается с изготовления рисунка будущего изделия. Он выполняется в полную величину. На сленге кузнецов такой рисунок называют «картон». Исходя из рисунка, мастер делает кондукторы, которые повторяют контуры деталей. Они применяются для оковки деталей. Для часто повторяющихся деталей одинаковой формы мастер изготовит штампы. Лишь после того, как готова вся необходимая оснастка, мастер приступает к изготовлению самой конструкции. При этом он должен постоянно сверять внешний вид и размеры с «картоном». В работе широко применяют пайку, сварку, клепку.

Для повышения сохранности изделия его обрабатывают грунтовыми покрытиями, они ставят барьер на пути коррозии металла.

Со времен нашествия татаро-монгол в качестве украшения поверхности кованого изделия применяют цветную эмаль. Ее наносят на заранее подготовленные выемки. Для их получения используют различный ручной инструмент – зубило, штихель и пр. Кроме того, для получения выемок допустимо применять кислоту. Перед заполнением выемок прозрачной эмалью, их тщательно шлифуют. Процесс считается законченным, когда в выемке отражается дневной свет. При заполнении борозд цветной эмалью процесс шлифовки не выполняют.

Перед началом работы эмаль необходимо раздробить до состояния порошка. При этом размер фракции должен быть одинаковым. Пыль, которая образуется при дроблении, удаляют водой, а оставшийся порошок после перемешивания его с водой укладывают в подготовленные выемки, и отправляют в печь для обжига. Его выполняют при температуре до 8000С. После просушивания эмаль полируют.

Украшения из эмали, цветного стекла применяют в тех кованых изделиях, в которых имеются просветы. К ним можно отнести уличные фонари, решетки, устанавливаемые в оконные рамы.

Кованые детали интерьера подчеркивают индивидуальность здания и, волей-неволей, вызывают удивление и восхищение у гостей.